Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Сосновский центр образования"

посёлок Сосново, Приозерский район, Ленинградская область


 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Школьный музей

О музее

 

Музей МОУ «Сосновский ЦО» состоит из двух отделов по направлениям: военно-патриотического направления - отдел «Слава» и творческого направления  отдел «Город мастеров». Развитием школьного музеем занимается детское творческое объединение «Музейных дел мастер» под руководством Маковей Б. В.

Цели

Целью деятельности музея является всемерное содействие развитию личности путём включения её в многообразную деятельность школьного музея, совершенствование навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.

Задачи

-сформировать у учащихся такие нравственные гуманистические ценности, как любовь и уважение к Родине, народу, семье, коллективу, становления активной жизненной позиции через включение школьников в многообразную деятельность школьного музея.

- развить у учащихся историческое сознание, включая в это понятие такие позиции, как осознание себя продолжателем дела предков, хранителем исторической памяти своего народа, понимание быта и менталитета разных эпох, ощущение сегодняшнего дня как части истории. O Воспитание музейной культуры и бережного отношения к историческим памятникам как части общей культуры человечества;

- совершенствовать коммуникативную культуру учащихся; при этом целесообразно пользоваться вербальными и невербальными способами передачи информации и воздействия на аудиторию путем организации системы подготовки юных экскурсоводов;

- способствовать развитию навыка работы с документами, историческими источниками, умения извлекать материал из различных источников, навыков работы с людьми, навыков научных методов исследования через организацию поисково- исследовательской деятельности учащихся.

 

Прослеживаются несколько линий в работе, по которым музей и его активисты добиваются положительной динамики:

1. Работа на базе музея – проведение экскурсий, исследовательская работа, внеурочная деятельность, оформление экспозиций и выставок, проектная деятельность;

2. Краеведческая работа – поисково-собирательская работа, выступление с исследовательскими работами на конкурсах и фестивалях;

3. Работа с социумом – взаимосвязь с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами труда, музеями, архивами, администрацией поселения и района.

Музей активно принимает участие  в акциях, которые проводятся Сосновским сельским поселением, обучающиеся выполняют подарки для ветеранов. Музей строит  свою работу во взаимодействии с другими  учреждениями поселка, проводятся встречи с ветеранами совместно с администрацией МО Сосновское поселение

 

В отделе «Слава» очень много интересного материала, стенды с уникальными фотографиями, об истории «Зимней войны», Великой Отечественной войны, истории блокады, истории Сосново и, конечно, истории школы. Работы, написанные детьми по краеведению, вошли в фонд музея.

 

Краткая характеристика основного фонда

Основные разделы экспозиций отдела «Слава»:

1. «Школьные годы чудесные»

2.  «Зимняя война»

3.  «И у нас шли бои»

4.  «Письма – история, судьбы»

5.  «Блокада»

6.  «Дети войны»

В отделе музея " Город мастеров" представлены материалы по следующим разделам :

Основные разделы экспозиций отдела «Город мастеров»:

1.   «Салют пионерия»

2.  «День настоящий»

3. «Руководители»

4.  «Геральдика»

5.  «Работы жителей Сосново»

6.  «Техника, которая помогает творить»

7.  «Новостройская школа»

8.  «Семейные традиции».

9. «Кружки, детские объединения  МОУДОД «Сосновского ДДТ»

 

Значимые и ценные экспонаты

Общее количество экспонатов : 380

Количество экспонатов основного фонда: 197

 

Уникальные экспонаты, собранные в  музее:

1.Пионерские атрибуты:  галстуки, значки, барабаны, горны, отрядный флаг, удостоверение «Голубой патруль», «Зеленый патруль»;

2.Школьные принадлежности и учебники начальной школы: «Букварь», «Родная речь», «Арифметика»,  работы учеников с 1952 года, перьевые ручки, чернильницы;

3.Работы декоративно-прикладного творчества жителей Сосново с 1950 годов: салфетки, подзоры, скатерти, выполненные в технике вышивка гладью, вязание крючком. Работы детских объединений декоративно-прикладного творчества

-костюм древних карел, восстановленный по рисункам археолога Кочкуркиной С.И.

4.. Предметы военной поры (каски, бинокль, штыки, сигнальная ракетница).

5.. Переписка учащихся с родственниками погибших во время ВОВ на территории п. Сосново (п. Рауту)

6. Оригиналы документов по 142-й стрелковой дивизии.

7. Фотодокументы по истории школы и Дома пионеров и школьников

 

Из истории развития музея

До девяностых годов школьный музей располагался на третьем этаже в кабинете № 303.Руководила музеем в те годы Корчевская Римма Александровна. Ученики Сосновской школы вели активную переписку с матерями, сестрами, дочерями героев Великой Отечественной войны. Большинство писем сохранено в фонде музея. Длительная переписка была с семьей братьев Черви, итальянцев-антифашистов. Учащиеся несколько раз встречались с родственниками этой семьи в Ленинграде в Доме дружбы, также у нас в Доме культуры. Альбом, оформленный учениками, находится на витрине экспозиции «Переписка»

В 2011 году музей получил свидетельство музея образовательного учреждения имени Андрея Ивановича Коробицина, героя- пограничника советско-финской войны, погибшего на границе Карельского перешейка.

В 2015 году Сосновская общеобразовательная школа и Сосновский Дом детского творчества объединились в Сосновский Центр образования. Музей «Слава» пополнился отделом декоративно-прикладного искусства «Город мастеров» , созданным Краевой Галиной Николаевной. В отделе собран и систематизирован уникальным фонд предметов быта послевоенных лет, фото, документы, грамоты, пионерская атрибутика, школьные принадлежности, странички из тетрадей учеников 50-х годов, история разработки эскиза Сосновского герба, работы педагогов Дома пионеров и детей  разных лет.

С 2018 года коллективом Сосновского центра образования реализует проект «Капсула времени» (в рамках Ассоциации новых школ Ленинградской области). Это проект по созданию интерактивных музеев как инструмента интеграции проектной и учебно-исследовательской деятельности по разным учебным предметам. Проект направлен на создание новых музейных площадок, которые создаются как сменные экспозиции и поддерживаются деятельностью школьников. Данный проект является социальным проектом для п. Сосново.

В 2019 году была утверждена программа развития музея «Слава» на 5 лет.

 

Последние достижения музея

  1. Областной Конкурс музеев – Школьный музей стал лауреатом конкурса  (май 2020).
  2. Яковлев Артём и Маковей Ольга победители во Всероссийском конкурсе проектов педагогов по сохранению культурной и исторической памяти Победа Проект "События: факты и лица" (июнь сентябрь 2020).
  3. Быкова Екатерина – участник (как лауреат) в номинации юных экскурсоводов. Старшая группа, в областном этапе Всероссийского конкурса школьных музеев в 2021г (с 1.04 до 20.11.2021).
  4. Костыгова Юля и Романова Оля победители муниципального этапа Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ  «Отечество»  – 12 ноября 2021 года;
  5. Костыгова Юля - 3 место в номинации Краеведческий фильм группа 15-18 лет, в областном этапе Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ  «Отечество» 16 - 26 ноября 2021 года;
  6. Романова Оля – 3 место Экскурсоводы-краеведы группа 12-14 лет, в областном этапе Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ  «Отечество» 16 - 26  ноября 2021 года.

Открытие школьного историко-краеведческого музея.

7 мая 2010 года в Сосновской средней школе состоялось торжественное открытие школьного историко-краеведческого музея.

На открытие музея были приглашены гости – это ветераны ВОВ, блокадники, учителя-ветераны, заместитель главы администрации Приозерского района – Котова Любовь Алексеевна, глава администрации Сосновского поселения – Соколов Александр Николаевич, депутат Сосновского сельского поселения – Масевич Борис Николаевич, Калин Дмитрий Валерьевич, Васильев Денис Андреевич, а также учащиеся Сосновской школы.

 

 

 

 

 

 

 

История школы

Обучение детей в Рауту становится постоянным с 1866 года.

В 1876 году в приходском центре Рауту была открыта первая школа. Вскоре здесь открылась ещё одна школа для православных русских детей. В начале ХХ века число школ выросло в несколько раз.

Школьная программа ограничивалась 4 классами обучения и не была обязательной. В 1910 году число посещающих школу детей составляло около 40% от числа ребят школьного возраста. И даже те из них, кто посещал школу, редко её заканчивали. Очень дальняя дорога из разбросанных по лесам глухих деревушек и небольшое желание учиться создавали подобное отношение к этому делу. Но постепенно количество школ увеличивалось, и в 1921 году было введено обязательное обучение. К тому времени община делилась на 9 школьных округов по деревням.

 Еще гремели взрывы, и лихолетье войны жгло сердца тех, кто прикоснулся к ней, а в поселке Вейхманен (ныне Кривко) начались занятия в средней школе.

Начальная школа к тому времени находилась на ул. Зеленая Горка. В эту школу приходили ребята из поселков Ольховка, Светлана, Островки и др. 7 апреля 1945 года начались занятия в школе. Она располагалась в поселке Кривко (Вейхманен) в здании бывшего детского сада. В школе обучался всего двадцать один человек.

Первое здание народной
школы в РАУТУ

 

 

 

Общежитие интерната для детей
Сосновского куста.
 

 

 

Здание школы. Крпус 3 
Обучались дети 4-5 классов.

 

 

Здание школы. Корпус 2.  Обучались дети 6-7 классов.

 

 

 

 

В 1961 году школа поселилась в здании Раутовского исполкома КПСС. Позже школа переселилась в поселок Сосново и уже едва размещалась в четырех зданиях.Учителям приходилось с одного урока на другой переходить из одного помещения в другое.

В сентябре 1977 года распахнула двери новая школа на улице Связи 13-а, и сразу же в ней закипела жизнь.

В 1987-88 учебном году обучалось 1040 человек, работало 64 учителя и воспитателя, из которых многие трудились уже более 20 лет.

Корпус 1.